Маршрут по достопримечательностям Кронштадта на 1 день

20210319124841

Российский морской порт, город морской славы и моряков, самый дальний район Санкт-Петербурга — так можно охарактеризовать Кронштадт. Появился по воле первого русского императора Петра I, как защитная крепость, база для освоения морских просторов, и место для строительства кораблей. Для освоения нового туристического объекта, достаточно просто приехать в Кронштадт. Что посмотреть самостоятельно за 1 день пребывания? Город привлекает туристов своей непознанностью. Здесь можно изучать историю развития морского флота России, и становления молодого русского государства.

Перед посещением Кронштадта туристу надо быть готовым, что это небольшой город на острове Котлин, со всех сторон окруженный водой, населенный моряками и их семьями, здесь тихо и провинциально, это совсем не Санкт-Петербург. И после того, как вы пролетели по прямой и ровной дороге на дамбе со скоростью около 130 км/ч (осторожно, там много камер ГИБДД), наблюдая справа и слева бескрайние воды Финского залива, важно успокоиться, чтобы эмоционально влиться в уютную и тихую атмосферу Кронштадта.

Автор статьи
Марина Клишац
Марина Клишац
эксперт-аналитик ассоциации туроператор России
Задать вопрос
Дорогие друзья, я работаю в туристической индустрии уже более 9 лет и всегда рада поделиться опытом. Представляю Вам новую статью, читайте с удовольствием. Ожидаю любой фидбэк: вопросы, отзывы, предложения - обращайтесь без стеснения!

Экскурс в историю

20210318170854

Остров Котлин служил официальной границей между Новгородской республикой и Швецией, с 1323 года. Развитие города началось в самом конце 1703 года. В южной части острова на отмели была построена деревянная крепость. Проект составил Доменико Трезини, а главную трехъярусную башню спроектировал сам Петр Алексеевич.

Возведение крепости, названной Кроншлот, что дословно переводится как «коронный замок», заняло всего несколько месяцев. Пока шведские корабли зимовали в незамерзающем порту, русские построили деревянные укрепления. Шведы уже весной обнаружили форт, прикрывающий подходы к Невской губе. Позднее на западной оконечности острова была достроена Александровская батарея (Александр-шанц). А в 1713 году построены первые портовые сооружения, в город перевезены купцы и работные люди, затем был открыт морской госпиталь.

Позже, сам Петр I здесь заложил новую каменную крепость, которая должна была полностью защитить город и порт. Тогда-то новая крепость и весь город получила новое название Кронштадт, что обозначает «коронный город». Все достопримечательности взаимосвязаны с важными историческими моментами в жизни города, появлением и развитием российского военного флота.

Читайте также

Самостоятельное путешествие в Калининград на 1 день
Наметили отдых в Калининграде или едете погостить у родственников? Хотите получить максимум эмоций от путешествия и узнать всё о достопримечательностях этого города? Тогда я поделюсь самыми…

 

Что посетить в Кронштадте?

Морской собор


Советы бывалых: для обзорной экскурсии по городу не стоит составлять специального маршрута. Кронштадт — город маленький (всего, около 20 квадратных километров). Все интересные места расположены строго линейно, и туристам не придется проходить по одному месту дважды.

Добраться до города можно собственным или арендованным автомобилем из Санкт-Петербурга, или в теплое время года «Метеором» по морю. Можно приехать в Кронштадт также автобусом 101 от метро «Старая Деревня», он делает мало остановок и за 40 минут довезёт вас (только в нём, обычно, едут стоя и довольно плотно).

Выехав из Санкт-Петербурга к Финскому заливу на автомобиле, нужно двигаться по шоссе А-118. Дальше свернуть на Кронштадское шоссе, проехать по улице Зосимова, оставив справа парк и сквер Инчхон, и повернуть на Макаровскую улицу. При пересечении с проспектом Ленина начинается центральная историческая часть города, где сосредоточены основные достопримечательности Кронштадта. В этом месте можно оставить автомобиль и идти дальше пешком.


Это интересно! Если вы поедете в Кронштадт на машине, лучше всего проложить маршрут через Лахту и Лисий Нос, тогда на выезде из города вы увидите новую достопримечательность Петербурга: газпромовский небоскрёб в виде иглы «Лахта-центр» — не забудьте сфотографироваться рядом с ним.

Читайте также

Пакетный тур или самостоятельное путешествие: что выбрать и полезные советы
Чаще всего перед любителями туризма стоит выбор: пакетные туры или самостоятельное путешествие. Принять верное решение получится только после изучения всех аспектов каждого варианта. И дело не только…

 

Кронштадт — достопримечательности, маршрут прогулки самостоятоятельно:

20210318170840

  1. Сквер подводников, расположился по адресу проспект Ленина, 61. На центральной аллее, под тенью высоких деревьев, стоит памятник, посвященный памяти моряков-подводников, защищавшим в войну подступы к городу Ленинграду. Это гранитная стела, стоящая на пятиступенчатом основании. На стеле написаны слова благодарности погибшим от жителей Кронштадта. Справа от надписи нанесено стилизованное изображение якоря, а внизу у подножия рельеф всплывающей подлодки. В сквере и зимой, и летом гуляют взрослые и дети.
  2. Двигаясь вперед по Макаровской улице, вдоль канала Амазонка, попадаем на Обводной канал. Перебраться через него можно по Синему мосту, название произошло от цветка краски, в который окрашен мост. Он не всегда был синим. Первый деревянный разводной мост на цепях построил более 200 лет назад, купец Бекренев. Перила его были выкрашены тогда зеленой краской. Сто лет спустя деревянную конструкцию заменили на металл. Подполковником Петровским была предложена редкая, по тем временам, поворотная конструкция. А еще через столетие металлическую конструкцию расширили в два раза, сейчас мост не только пешеходный, по нему ездит автотранспорт.
  3. По левую сторону от моста находится небольшая желтого цвета башенка, в которой установлен футшток для измерения уровня воды в Балтийском море.

Факт! Этот уровень принят за нулевой. По нему ведется измерение всех абсолютных высот, на территориях стран бывшего СССР.

В башенке работает самопишущий мареограф, ведущий фиксацию колебаний уровня вод Балтийского моря. Неподалеку на опорной стене на металлических волнах плывут три рыбешки-колюшки. Это один из трех необычных памятников города: маленькой рыбке, сохранившей жизни блокадникам. Установлен людьми, в благодарность крошечной рыбке за их спасение.Футшток в Кронштадте

  1. Позади башенки с мареографом в Кронштадте находится итальянский (Меньшиковский) дворец. Самое старое архитектурное сооружение города. Построен по проекту немецкого зодчего Иоганна Браунштейна, с 1717 по 1727, как губернаторский дворец Александра Меньшикова. Это трехэтажное здание, построенное в стиле парадного барокко, с пилястрами, колоннами, барельефами и вазами. Крыша здания увенчана балюстрадой и скульптурой. Само строение подвергалось неоднократным перестройкам и реконструкциям. С 70-х годов XVIII века, в помещении работал кадетский корпус для моряков. Известные кадеты-выпускники: И. Ф. Крузенштерн, Ф. Ф. Беллинсгаузен, В. М. Головнин. Позднее в здании находилось инженерное императорское училище. А теперь, там работает Военно-морской инженерный институт. В стенах историко-меморильного зала, расположенного в Меньшиковском дворце, находится первое радио профессора Попова. Напротив дворца устроили Итальянский пруд, берега которого имели четкую прямоугольную форму. По первоначальному замыслу, пруд подходил к порогу дворца. Позднее, в конце столетия перед зданием насыпана набережная, на которой теперь располагаются старинные орудия.
  2. Следуя по дороге мимо памятников мореплавателю Пахтусову и художнику Айвазовскому, выходим к мосту через Обводной канал и Петровскому доку слева. Построен по указу и чертежам самого императора Петра I, для ремонта подводных частей морских суден. Имеет протяженность более 300 метров, ширину 30 и глубину 12 метров. Все гидротехническое сооружение требовало больших усилий для строительства. Но, в те годы, когда в Европе процесс откачивания воды и осушения днища корабля длился около 4 недель, Петр I придумал систему осушения буквально за несколько часов. Все сооружение имело три пары двойных шлюзовых ворот, и работало до двухтысячных годов.
  3. 20210318170845

Важно! Сейчас официальные экскурсии по доку запрещены, а неофициально тихонько проходят по тропинке с правой стороны от моста Обводного канала. Для этого нужно соответственно одеться, и иметь спортивную обувь без каблука.

По противоположной стороне от Петровского дока, на канале виден задний затворный маяк.

  1. Двигаясь дальше вдоль пруда и через Обводной канал, можно выйти к Петровскому парку. Основан в 1845 году, губернатором Ф. Ф. Беллинсгаузеном в голландской манере. Обустройство велось на личные средства самого губернатора. В центре парка в 1841 году, установлен памятник императору Петру Алексеевичу по проекту Жака Теодора. Напротив памятника, у Набережной располагается парадная Петровская пристань. Где находилось орудие, ежедневно стрелявшее в полдень до самой Октябрьской революции. Именно от этой пристани уходили русские корабли в дальние исследовательские экспедиции, и отсюда стартовали кругосветные путешествия. Сейчас она называется Зимней пристанью, сохранилась в неизменном виде, после реконструкции 1882 года. Именно Петровская пристань принимает «Метеоры» из Санкт-Петербурга.

20210318170850

С другой стороны парка находятся губернские дома, построенные для моряков и штатских. Среди них находился дом талантливого инженера-гидротехника графа Миниха, а также дома губернаторов и начальников порта. На восточной стороне парка, с 1836 года, находился морской артиллерийский Арсенал.

  1. Возвращаясь из Петровского парка к Макаровской улице (стоя спиной к Петровской пристани, идти направо по диагонали от памятника Петру I), выходим из парка в Арсенальный переулок. Двигаемся по Макаровской улице до пересечения с Красной улицей. На перекрестке поворачиваем направо, и выходим по Петровской улице к Летнему саду, уже хорошо заметном за домом купца Васильева. Заложен в 1711 году, самим Петром Алексеевичем. Тогда через сад проходила Петровская першпектива, сейчас это центральная аллея, на которой стоял деревянный дом государя. Вокруг дома были посажены выписанные из Амстердама липы и цветочные клумбы. Вокруг Летнего сада, в 1873 году, мастерами Морского завода установлена ажурная металлическая ограда.
  2. Пересекая Летний сад по центральной аллее, и дальше либо мимо докового бассейна, либо по макаровскому мосту выходим на Якорную площадь. Это центральная городская площадь, где проходят все парады, демонстрации и массовые мероприятия. Уникальность ее состоит в чугунном мощении. Почти 200 метров площади, замощены 13 тысячами чугунных шашек. Такого нет нигде в России. Форма мощения повторяет форму корабельного якоря. От него, наверное, и происходит название. А вообще, площадь имеет треугольную форму, где основанием равностороннего треугольника является Никольский собор. Центральная Якорная площадь знаменита зданием Морского собора Кронштадта, памятником морскому адмиралу С. О. Макарову, и вечным огнем около захоронений погибших в Гражданской войне, и мемориалом линкору «Октябрьская революция».
  3. Самое значительное сооружение центральной площади Кронштадта, он же и главная достопримечательность города — Никольский храм моряков (фото которого мы привели несколько раз выше), более известный в народе, как «Морской Собор», закладка которого происходила в 1902 году. За строительство собора добивался вице-адмирал флота Николай Иванович Казнаков. Еще Петр I приказал возвести в городе церковь для морских чинов. Но, при жизни императора этого не было сделано. Только в конце XIX столетия вернулись к этой задумке. Автором проекта стал архитектор Василий Косяков. За основу взяли Константинопольский храм Святой Софии, и спроектировали храм немного меньших размеров. Строился храм на денежные отчисления прихожан, и длилось более 10 лет, завершилось только в1913 году. Освятили собор именем Архиепископа Мир Ликийских — Николая, ставшего покровителем путешественников. Храм в неовизантийском стиле. В годы советской власти помещение служило подсобным помещением, затем там был кинотеатр, еще позже концертный зал. Во время военных действий в купола попало несколько снарядов. Разрушения были незначительными. Реставрацию начали в 2013 году. Высота внутренних помещений достигает 52, длина 83, и ширина 64 метра. Диаметр самого большого купола 27,5 м. Высота самой высокой точки купола 70,5 м. Вместимость 3 тысячи человек. Наружная отделка цокольного этажа из белого мрамора. Стены выложены из светло-желтого кирпича и терракоты. Над храмовыми вратами находятся выложенные из мозаики изображения: Божья мать, святитель Митрофаний, апостол Петр и Павел, Святитель Николай Чудотворей и Иоанн Рыльский. Отделка внутри храма поражает богатством и роскошью. Центральный престол посвящен святителю Николаю Чудотворцу, левое крыло посвящено святителям Петру и Павлу, правый придел святителя Иоанна Рыльского. Отделка стен велась цветным мрамором, с использованием большого количества золота. В основном использованы голубые и серые светлые оттенки. Алтарь находится на возвышении. Для иконостаса использован природный белый мрамор, привезенный с Урала. Галереи на втором ярусе поддерживают искусственные мраморные колонны. Потолки и верхние части стен расписаны фресками. Пол выложен мраморными плитками в медной оправе. Весь собор пропитан светом и сиянием, приводящим в трепет всех входящих.
  4. Перед зданием Никольского морского собора справа, установлен памятник моряку, изобретателю, исследователю северных морей, вице-адмиралу С. О. Макарову. Автор проекта Л. В. Шервуд. Открытие памятника происходило в середине лета 1913 года. На его открытии присутствовал сам царь Николай II. На гранитной скале установлена бронзовая скульптура, высотой 3,5 метра. Адмирал изображен стремительно двигающимся, а с трех сторон на камне прикреплены бронзовые барельефы с изображенными сценами из биографии адмирала. Интересна история гранитного камня. Стотонную глыбу доставляли из Финляндии в Кронштадт, для того, чтобы установить памятник Павлу I возле Казанского собора. Баржа перевернулась, и камень затонул. При его подъеме монолит раскололся, и образовалась наклонная поверхность.
  5. Ажурный пешеходный Макаровский мост в Кронштадте изготовлен на Морском заводе в 1913 году, чтобы соединить Красную улицу и Якорную площадь. Построен для благополучного прибытия императора Николая II, на открытие памятника морскому адмиралу Степану Осиповичу Макарову. Находится на пути от Петровской пристани до Морского собора. Всего за три месяца на высоких опорах был установлен металлический каркас, а настил был выполнен из обычных деревянных досок. При проведении последней реконструкции были сохранены размеры и форма моста. Деревянный настил убрали, положили металлические листы и покрыли асфальтом. На постаменте высечен девиз адмирала: «Помни войну».

Музеи города Кронштадта

20210318170838

Отдельного внимания заслуживают небольшие по размерам, но, содержательные музейные экспозиции. В таком маленьком городе, как Кронштадт, создано множество интересных музейных коллекций, также связанных с морем.

  1. История Морского музея Кронштадта началась в 2012 году, когда стараниями энтузиастов были собраны множество предметов водолазного снаряжения разных лет. Открыт музей по адресу улица Андреевская, 5. Напротив Андреевского сквера, неподалеку от Гостиного двора. Музей расположился в особняке, датированном XVIII столетием. Это собственный дом купца Бритнева, который был основателем русской морской школы водолазов. Экспонаты первого зала рассказывают об истории водолазного дела. Все части водолазного снаряжения можно попробовать руками, примерять шлем. На стенах размещены документы и фотоматериалы столетней давности, касающиеся водолазного дела. Можно узнать, какими технологиями пользовались для спуска водолаза под воду сто лет назад. Экскурсии по музею проводит бывший моряк-подводник В. Н. Шатров, по совместительству директор музея. Второй зал посвящен событиям Великой Отечественной войны. Здесь можно узнать, какой вклад внесли водолазы в борьбу с вражескими кораблями. Как выживали в блокадном Ленинграде. Есть отдельное место, где выставлены предметы, поднятые с морского дна. Вход в музей бесплатный.
  2. Чтобы побывать в единственном в России музее маяков, открытом в 2017 году, необходимо найти форт «Великий князь Константин». 20210318170842Сам форт находится на южной стороне острова Котлин, защищая вход в бухту Кронштадта. К нему необходимо добираться по кольцевой автодороге. Там в бывших казармах форта, построенных в 1866 году, и расположился музей. Маяки существовали с того момента, когда человек научился плавать по морю. За тысячи лет маяки пережили длительную эволюцию. В настоящее время появились электронные системы навигации, позволяющие кораблям свободно входить в порт. В музее собраны более 100 экземпляров маяков. Они все исправные и действующие. Это осветительные устройства буев и навигационных знаков, передвижных фонарей с «дороги жизни» и маяков. Самый старый и уникальный экспонат — линза Френеля огромных размеров, датируется 1858 годом. Представляет интерес, недавно появившийся в экспозиции «солнечный клапан». Это устройство, автоматически зажигающее ацетиленовую горелку при наступлении темноты. Вызывает интерес стенд с навигационными приборами, судовым компасом, секстантом, хронометрами и очень старыми картами. Для желающих побывать на действующих маяках организуются экскурсии на яхтах.
  3. Здесь, в Кронштадте, в конце XIX, начале XX столетия, около 20 лет жил и работал физик, электротехник, изобретатель, сделавший гениальное открытие в области радиосвязи Александр Степанович Попов. Он работал в лаборатории минных классов. Это небольшое желтое строение, расположенное по улице Макаровская, дом №1/3. С 1906 года и по настоящее время там находится мемориальный музей А. С. Попова. Именно в этом классе сделаны первые эксперименты по передаче радиосигнала. А антенну в небо поднимали обыкновенные воздушные шарики. Здесь в Кронштадте, впервые применили радио для связи с попавшим на мель броненосец «Генерал Адмирал Апраксин» в 1900 году. А первый радиоприемник хранится теперь в стенах Морской военной инженерной академии. Доступ к экспозициям музея открыты для всех желающих. Попов изобрёл радио Вход свободный.
  4. По проспекту Ленина, 39 располагается музей Кронштадского морского завода. Открыт в 1958 году, в здании Клуба Металлистов на территории завода. Сейчас занимает четвертый этаж ДК им. Мартынова. Морской завод Кронштадта всегда занимался строительством и ремонтом морских судов. На заводе применялись все технологические новинки времени. Именно здесь было создано первое бронированное судно, изготовлена первая торпеда. В цехах завода выкована решетка Летнего сада Петербурга и потом городского Летнего Сада. Работа завода остановилась только на пару лет после революционных событий в стране. Не прекратилась работа и в дни второй мировой войны. В экспозиции музея собраны редкие фотодокументы, макеты уникальных механизмов, копии кораблей, яхт, подводных аппаратов, вышедших из производственных цехов.

Важно! Попасть в музей можно только по договоренности с дежурным ДК имени Мартынова.

Кроме этих музеев есть еще интересные коллекции квартиры-музея тельняшки, музея магии. Православные христиане стремятся посмотреть музей-квартиру Святого Иоанна Кронштадского.

Туриста мучает вопрос, по приезде в Кронштадт, что посмотреть самостоятельно за 1 день. Самые приятные воспоминания оставляет неспешный и вдумчивый осмотр достопримечательностей. Поэтому не нужно стремиться посмотреть за 1 день все, даже при самостоятельном посещении города.

Читайте также

Питер за 2 дня для самостоятельных туристов: что посмотреть, с фото, первый день, второй
Город Санкт-Петербург был столицей царской России более 200 лет. Он основан в 1703 году императором Петром Великим, и стал городом беспрецедентной красоты, полным культуры и образования. Несмотря на…

 

 

Понравилась статья? Вы можете поделиться с друзьями или сохранить её для себя:
Узнайте о новых статьях
Подпишитесь на рассылку сегодня и узнайте о наших новых статьях
Электронная почта *
Имя
 

Если у вас остались вопросы или вы хотите дополнить информацию, то напишите в комментариях ниже.