Досмотр в аэропорту — обязательная процедура, которую проходит каждый пассажир, прежде чем попасть на самолет. Основной процесс проверки почти везде одинаковый, хотя в некоторых аэропортах вас могут проверить тщательнее. Информация о том, как пройти досмотр в аэропорту, будет особенно полезна для людей, еще ни разу не летавших. Но и те, кто часто летал, тоже могут узнать о некоторых вещах, которые были неизвестны ранее.
Содержание

Что такое предполетный досмотр и зачем он нужен
Предполетный досмотр в аэропорту должны пройти все пассажиры, которые садятся в самолет. Эта процедура представляет собой тщательную проверку человека и его ручной клади. Целью проведения предполетного досмотра является обеспечение максимальной безопасности пассажиров во время перелета и безопасность полета в целом.
Основные нарушения безопасности, которые почти полностью нивелируются благодаря этой процедуре, — захват рейса и перевозка каких-либо вещей, которые могут нанести вред людям во время полета либо затруднить его.
Все пассажиры должны пройти эту процедуру, иначе они не будут допущены на борт. Для инвалидов и людей, в теле которых есть аппараты, обеспечивающие жизнедеятельность, досмотр необязателен, но только при наличии соответствующих справок. Некоторые инвалиды, например на колясках, проходят индивидуальную проверку в медицинском кабинете аэропорта.
Досмотр в аэропорту проводится перед любым перелетом, будь он внутренний или международный, вне зависимости от того, какая компания осуществляет перелет. Каждый пассажир при этом имеет одинаковые права и обязанности перед службой безопасности вне зависимости от происхождения, известности, каких-либо достижений и прочего.
Люди, которые совершают перелет транзитом, тоже проходят такой досмотр, обычно в стерильной зоне аэропорта. А те, кто летит чартерным рейсом, проходят стандартную процедуру проверки.
Подготовка к прохождению досмотра
В первую очередь нужно знать, что можно брать в ручную кладь, а что нельзя. Подробнее эта тема раскрыта в статье «Что нельзя брать в ручную кладь в самолете».
Если вкратце, то в ручной клади должны быть только те вещи, которые могут понадобиться во время полета, например кошелек, куртка или пюре для ребенка. С 2007 года во внутренних рейсах Российской Федерации можно провозить жидкости, если они не являются потенциально опасными для полета, как пропан, бензин или слезоточивый газ.
Далее следует быть готовым к тому, что любого пассажира могут подвергнуть индивидуальной, более тщательной проверке. Причем служба безопасности аэропорта не обязана объяснять причины тщательного досмотра, хотя обычно всегда это делает.
В таком случае нужно не спорить и выполнить все требования службы безопасности, иначе на рейс можно вообще не попасть. Подобной процедуре могут подвергнуть как ручную кладь, так и самого человека. Багаж могут полностью открыть, просмотреть каждый предмет и кармашки сумки или чемодана.
Никто не будет заботиться об аккуратности, и назад все это придется складывать самому пассажиру.
Человека же могут попросить снять какую-то часть одежды. В редких случаях тех людей, которых серьезно подозревают, могут проводить в отдельный кабинет и проверить полностью без одежды. Важно понимать, что это не оскорбление или покушение на личное пространство, сотрудники аэропорта просто выполняют свою работу и пытаются максимально обезопасить полет и своих клиентов.
Каждая страна, а в случае с США каждый штат, имеет свой перечень предметов и веществ, которые нельзя брать с собой на борт. Поэтому перед полетом следует выяснить список этих запрещенных в ручном багаже предметом.
Порядок проведения досмотра в аэропорту
Досмотр пассажиров в аэропорту начинается с проверки ручной клади. В первую очередь это проверка на соответствие весу, который можно брать с собой в салон самолета.
Затем сумка или чемодан проходят через рентгено-телевизионный аппарат, который показывает все содержимое. От пассажира требуется снять с себя все металлические предметы, положить их в специальный контейнер, который также пройдет через рентгено-телевизионный аппарат.
В число предметов, которые нужно будет снять с себя и пропустить через рентгено-телевизионный аппарат, входит верхняя одежда, все содержимое карманов, кошелек, драгоценности, аксессуары, мобильный телефон и прочее.
Далее порядок досмотра в аэропорту предполагает проверку самого пассажира. Его проводят сотрудники службы безопасности аэропорта и местные правоохранительные органы. Пассажир проходит через рамку металлодетектора, и если какая-то металлическая деталь осталась на его теле, то прозвучит звуковое уведомление.
В таком случае пассажиру придется заново пройти металлодетектор, но перед этим найти и снять тот металлический предмет, на который отреагировала рамка металлодетектора. После успешного прохождения аппарата сотрудники службы безопасности аэропорта могут провести ручной (тактильный) досмотр.
Несколько лет назад в Российской Федерации были введены новые правила прохождения проверки перед полетом. Теперь можно не снимать ремень, если его ширина меньше чем 4 сантиметра, а толщина меньше 6 миллиметров, даже в том случае, когда металлодетектор реагирует на металлические элементы ремня.
Кроме этого, теперь можно не снимать обувь, если длина каблука не превышает 2.5 сантиметров, а толщина каблука до 1 сантиметра.
Важно учитывать, что, несмотря на вышеописанные разрешения, ремень и обувь придется снять при первом требовании службы безопасности аэропорта.
На этом предполетный досмотр пассажиров будет пройден.
Основные правила и запреты
Правила досмотра в аэропорту:
- проверка пассажиров, которые летят в пределах страны, их ручной клади и багажа осуществляется только после прохождения регистрации на рейс;
- проверка пассажиров, которые летят за пределы страны, их ручной клади и багажа осуществляется только после прохождения пограничного и таможенного контроля;
- перед началом проверки требуется предъявить талон на посадку и документ, удостоверяющий личность;
- ручная кладь должна быть помещена на интроскоп горизонтально;
- нельзя помещать ручную кладь на край интроскопа, так как при включении лента может двинуться в обратном направлении;
- через металлодетектор запрещается проходить лицам с имплантированными кардиостимуляторами, поэтому при наличии таковых требуется уведомить об этом сотрудников службы безопасности;
- при проверке ручной клади служба безопасности может (при надобности аргументировав это) потребовать открыть ее и показать все содержимое;
- вещи, которые служба безопасности не пропускает на борт, можно сдать на хранение сроком до одного месяца или передать провожающим лицам;
- легковоспламеняющиеся, ядовитые, токсичные жидкости, а также сжатые газы не принимаются к хранению;
- емкости, объем которых составляет более 100 мл, не принимаются на борт, даже если они заполнены не полностью, исключениями являются только продукты детского питания, диетические и лекарственные препараты;
- пассажир, у которого будут обнаружены опасные предметы и вещества, за ношение, хранение и изготовление которых предусмотрена уголовная ответственность, передается местным правоохранительным органам.
Советы по прохождению досмотра
Советы, которые ускорят предполетный досмотр в аэропорту:
- взять в руки талон на посадку и документ, удостоверяющий личность, заранее, еще в очереди;
- не мешать службе безопасности проводить досмотр;
- заранее ознакомиться с правилами прохождения проверки в отдельном аэропорту;
- взвесить ручную кладь заранее, иначе, в случае превышения ее максимального веса, придется что-то выкидывать или оставлять в камере хранения;
- в случае путешествия с ребенком рекомендуется сначала пройти проверку взрослому, чтобы, при случае, помочь ребенку.
Полезные ссылки
Несколько ссылок популярных авиакомпаний и аэропортов с информацией о предполетном досмотре:
- Аэрофлот — https://www.aeroflot.ru/ru-ru/information/airport/security;
- Пулково (г. Санкт-Петербург) — https://pulkovoairport.ru/passengers/security/screening/;
- Внуково (г. Москва) — http://www.vnukovo.ru/security/prokhozhdenie-vkhodnogo-i-predpolyetnogo-dosmotra/;
- Домодедово (г. Москва) — https://www.dme.ru/flight/control/preflight/;
- Шереметьево (г. Москва) — https://www.svo.aero/ru/passengers/airport-control/preflight-inspection;
- Курумоч (г. Самара) — http://kuf.aero/rules/kontrol-bezopasnosti/;
- Стригино (г. Нижний Новгород) — http://goj.aero/rules/kontrol-bezopasnosti/;
- Кольцово (г. Екатеринбург)— http://svx.aero/rules/kontrol-bezopasnosti/.
Почти все российские авиакомпании и аэропорты дают одну и ту же информацию о прохождении досмотра в аэропорту, различия могут быть только мелкие. Важно, чтобы пассажир был к этому готов и не нарушал правила или, тем более, закон. Во всех странах с такими нарушителями обходятся максимально строго.